Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
Журнал "Пражские огни"
Художник Андрей Мунтян: "Я выполняю заказы с того света..." 11/2003


ХУДОЖНИК АНДРЕЙ МУНТЯН: "Я ВЫПОЛНЯЮ ЗАКАЗЫ С "ТОГО СВЕТА"...

Современный ... Cредневековый художник. При первых словах уже - мистика. Да, Cредневековье это самый любимый период времени, который отражает на своих полотнах художник Андрей Мунтян. Он пишет картины узнаваемые, но в тоже время совсем не похожие ни на какие другие. В его работах вы не найдете
скрупулезной географической точности, но в тоже время мастеру удается запечатлеть на холсте не только переживания и эмоции на лицах людей из далекого прошлого, но и передать ту особую энергетику восточного города. А придуманные художником костюмы и интерьеры создают ощущение подлинной атмосферы древнего Cредневековья. Может быть поэтому "второй план" в его работах иногда кажется более интересным, чем первый. "У меня все идет из головы, в картинах нет ничего реального, все до мелочей придумано", - рассказывает Андрей. - У меня нет натурщиков, нет прототипов, нет стран и континентов. Зачем привязываться? Я пишу
по воображению, хотя это самая сложная техника письма, но зато безумно интересно".
ХРАМ МУНТЯНА
В его "Средневековой" коллекции уже более 200 полотен, год художник пишет от 6 до 10 работ. Бывает и так, что работа над одной картиной продолжается всего несколько месяцев, а иногда и долгие годы. Три года он непрерывно "строил" на полотне "свой" храм. Завершив картину, художник назвал ее "Явление Святаго Духа
в храме". В этой работе Андрей сумел передать зрительное ощущение огромной высоты величавого строения и одновременно возможность почувствовать его глубину, создав на полотне эффект "трехмерного" изображения. Правда, для этого ему пришлось несколько раз переписывать росписи внутри собора, но после
долгих трудов картина все же получилась "объемной". В реальности же, такого храма никогда не существовало. Он полностью придуман мастером - от начальной архитектуры собора, до мелочей в его внутреннем убранстве. Впрочем, одна деталь на этой картине все же является подлинной - это герб, изображенный на одной из
колонн храма.
"Это наш подлинный фамильный герб, - рассказывает художник. Дело в том, что Андрей Мунтян - потомок старинного княжеского рода Шаблыкиных и знаменитой купеческой династии Зиминых. Его прапрадед - Сергей Иванович Зимин был почетным гражданином Российской империи и владел множеством домов, в том числе и Оперой Зимина (сейчас это Московский театр Оперетты). А дед Андрея, князь Шаблыкин - профессор химии с консерваторским образованием, был известным ученым, хорошим музыкантом и прекрасно рисовал.
"Один из моих прадедушек по линии Шаблыкиных был женат на внучке короля Швеции. Таким образом, получается, что мы с нынешним королем Швеции Карлом Густавом XIY - троюродные братья, поскольку мой прадедушка был женат на его прабабушке", - комментирует художник.
Еще с рождения перед глазами маленького Андрея на стенах висели полотна старых фламандских мастеров, антикварная мебель украшала быт, а бабушка учила его постигать тонкие метафизические вибрации событий и вещей. Прививая ребенку
индивидуальный вкус к определенной эпохе, литературе и музыке его родители, кстати, тоже художники вполне осознанного готовили ребенка к живописи. А поскольку Андрей по знаку рождения является Овном и Огненным Быком, то упорства и силы в достижении поставленных целей ему занимать не приходилось. Так жизненный путь его был определен заранее и Андрей стал художником.
Хотя сам мастер склонен придерживаться несколько иной точки зрения. Он верит в непрерывность жизни, допускает возможность существования "тоннеля или моста времени" и помнит свое прежнее воплощение. "Я жил в 15 веке в Нюрнберге и был плохоньким, но богатым художником. Я хорошо помню свой домик, в котором жил
тогда. Временами мне кажется, что я и не умирал никогда и, что мне уже более 500 лет..., - рассказывает Андрей. - В воображении я могу свободно перемещаться в пространстве, переносясь в любую эпоху. Когда мне нужна эпоха средневековья, то я "отправляюсь туда" нахожу нужное лицо, одежду, интерьер и, запоминая все
детали, стараюсь как можно быстрее запечатлеть их на полотне.
Причем, такой "мост" существует для меня в любую минуту, нужнотолько настроиться и отправиться в увлекательное путешествие".
Чудеса, да и только. Но кто знает, может быть в такие моменты физическое тело художника следуя за его воображением тоже исчезает из мастерской на какое-то время, одновременно переносясь с ним в потусторонний мир, а потом возвращается на прежнее место, когда это путешествие заканчивается? Во всяком случае те невероятные истории, которые происходили с ним во время работы над портретами известных исторических персонажей допускают возможность такого перемещения....
Андрей Мунтян - православный христианин, который не вписывается по своим убеждениям в догмы церкви, потому что верит в переселение душ. Он верит в то, что существует Книга Жизни - банк информации о каждом человеке, когда-либо жившем на Земле и она доступна всем, кто стремится ее читать. "Мне кажется, что моя нынешняя миссия состоит в том, чтобы выполнять "астральные заказы", продиктованные с "того света", - говорит художник. - Несколько раз мне приходилось воссоздавать облик людей эпохи Средневековья, незаслуженно забытых в веках, но внесших своими трудами значительный вклад в развитие человечества. Причем,
портретов этих людей ранее до наших дней не сохранилось. Иногда мне удавалось найти размытые временем, часто нечеткие барельефы на их могильных плитах, остальное я домысливал сам, выходя в астрал".

ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО АСТРОНОМА ТИХО БРАГЕ
Несколько лет назад, путешествуя с женой по Чехии, Андрей Мунтян оказался на Злато улочке, где в 16-м веке жил известный всему миру алхимик, мистик и датский астроном Тихо Браге - учитель Иоганна Кеплера. "Мы должны обязательно разыскать его могилу, - предложила Елена Мунтян. И через некоторое время они уже стояли в тишине перед местом упокоения Тихо Браге. Сейчас Андрею трудно передать те ощущения, которые он испытывал тогда, стоя в молчании перед этой медной плитой, но какая-то странная сила, исходящая от нечеткого надгробного изображения настойчиво просила отобразить его на холсте....
Прошло несколько лет и только в 2001 году художник все же решился взяться за портрет знаменитого астронома. Легенд и занимательных историй про Тихо Браге было сложено много, ведь он занимал довольно видное положение при дворе Рудольфа II - императора Священной Римской империи немецкой нации, который был покровителем всех мистиков, магов и алхимиков. Андрей узнал, что Тихо Браге
принадлежал к известному датскому роду и именно поэтому на могильном
памятнике он был изображен в латах. Но это единственное изображение,
которое сохранилось, можно было назвать скорее условным и художнику пришлось работать, максимально "включив свою интуицию", но трудности были у художника с изображением на холсье практически с каждой детали лица астронома.
"Вот тут-то и пошли мне "подсказки из астрала", - вспоминает Андрей, - во время работы над портретом я услышал шепот, поведавший, что у Тихо Браге была больная щитовидка, поэтому я изобразил его кругловатые и отчасти выпуклые глаза. Постепенно портрет начал проявляться, но у меня никак не получался нос. В
результате я нарисовал его искривленным. Лишь потом, когда работа над портретом была полностью завершена, листая книги о знаменитом астрономе, я узнал, что однажды с Тихо Браге произошло весьма неприятное событие, на всю жизнь оставившее след на его лице. На вечеринке по случаю помолвки дочери одного из университетских профессоров – друга астронома, Тихо Браге поссорился с одним из студентов, но не из-за девушки, он спорил по поводу разногласий в математической формуле. Друзья сумели тогда сразу же разнять драчунов, но через неделю на пасхальных торжествах они случайно встретились вновь. Выпитое на празднике вино лишь усилило их прежние разногласия и противники стали опять выяснять отношения, но на этот раз уединившись на пустыре около кладбища, где обнажили шпаги. Короткий поединок закончился для Тихо Браге весьма плачевно – от удара шпаги он лишился части носа, приживить которую тогдашняя медицина не могла. После этого ученому в течение всей дальнейшей жизни приходилось постоянно носить на носу протез – металлическую пластину, выполненную из сплава золота и серебра, а в кармане – коробочку с липкой мазью, которой время от времени приходилось закреплять протез, чтобы он не отвалился в самое неподходящее время.
Но на этом мистика не закончилась. Я решил "одеть" Тихо Браге в бархатный камзол, который украсил крупными жемчужинами, но так увлекся, что вскоре понял - "переборщил" с украшениями. "Убрав" лишнее, я оставил одну крупную жемчужину, а когда отошел в сторону посмотреть, что получилось, то не узнал свою картину.
Лицо астронома буквально разрывалось от гнева. Дальше работа не шла. Сначала он "буравил" меня глазами, "требуя вернуть назад драгоценности", а потом несколько раз "выбрасывал" из мастерской, создавая такой энергетический фон, что там было
невозможно работать. "Но ты же не король, чтобы носить столько жемчуга, - пытался убедить я разгневанного Браге. "Но я же знатного рода", - спорил он. В результате долгого "диалога" мы нашли компромисс. Когда я украсил кафтан мелкими жемчужинами, то лицо астронома сразу же подобрело". Работа над портретом была
завершена, а через год Андрей узнал, что в именно 2001 году, когда был написан портрет, исполнилось 400 лет со дня смерти этого великого ученого. Получается, что художник выполнил "социальный" заказ ... самого Тихо Браге и теперь в учебниках по астрономии будет напечатан портрет выдающегося астронома и
мистификатора.

ПОРТРЕТ В «САМОВОЛКЕ» ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ЯНА ГУСА
"Один из моих друзей давно просил меня написать портрет чешского епископа и реформатора Яна Гуса", - рассказывает художник. - Его изображений до нашего времени тоже не сохранилось". Епископ Ян Гус был профессором Таборского
университета, придерживался теософских взглядов и мечтал переписать Библию со своей собственной трактовкой. Его новаторские и авангардные призывы насторожили Папу Римского, который приказал сжечь епископа на костре опасаясь, что "иначе он сожжет нас". Яна Гуса сожгли на костре, но он так и остался
реформатором церковных нововведений.
"Долго и мучительно я работал над лицом епископа, - вспоминает художник, - и, наконец, когда оно было завершено, довольный работой я ушел домой. Ночью меня разбудил телефонный звонок, я поднял трубку - тишина, но звонили ... из моей
мастерской, где кроме картин никого не было... Через несколько дней звонок повторился и опять молчание в трубке...
Художник изобразил епископа, сидящего в кресле и размышляющего в ночь перед его сожжением. Когда портрет был полностью завершен, мастер отошел в соседнюю комнату в мастерской, чтобы "попить чайку". А когда вернулся назад к картине, то ... епископа в кресле не было. Через некоторое время он появился. Заказчик работу оплатил, но портрет брать не стал, сказав, что в его доме нет таких интерьеров. Ведь епископа просто так в углу не повесишь! Поэтому Ян Гус так и остался висеть в мастерской художника, только с полотна больше уже никуда не отлучался.
Может быть ключ к разгадке этих таинственных и загадочных перемещений персонажей с полотен заключается в том, что Андрей Мунтян сумел постичь секрет как сделать картину "объемной"? "Я пока не знаю как написать запах и звук, - говорит он. – Иногда запах все же проявляется, но, к сожалению, это процесс пока что
мною не управляемый".



ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ КЛАНА РОЗЕНБЕРГОВ
....К работам художника, "мотивированным" историей времени
Средневековья можно отнести и портреты Перхты и Виллема Розенбергов, которые были написаны по эмоциональным ощущениям художника, полученными таже во время путешествия по Чехии.
«После посещения города Табора, где основал свое движение Ян Гус, я отправился в южную часть страны, чтобы посетить жемчужину Чехии – древний средневековый город Крумвель или чешский Кремль. – вспоминает художник. – По пути следования местные жители постоянно упоминали имя Розенберг, точнее Роженберг. Но сначала меня поразил этот уникальный город, в котором, начиная с 16 века не было построено ни одно современное здание и он полностью сохранился до наших дней в своем первозданном виде».
Художник с удивлением рассматривал стены домов древнего Крумвеля, которые были разрисованы фресками на алхимические и мистические темы, а на горе гордо возвышался замок Розенбергов. В местном музее он увидел портреты одного из правителей города – Виллема Розенберга и удивительной женщины - Перхты Розенберг. Затем Андрей узнал о трагической судьбе клана Розенбергов, которая начинается в 12 и заканчивается в 16 веке. В течение более 500 лет Розенберги владели практически всей Южной и частично Средней Чехией.
Перхту, которая жила на рубеже 14-15 веков в народе прозвали Бела Пани или Белой Дамой. Она вышла замуж за герцога Лихтенбургского, но семейная жизнь не сложилась и, проклятая кланом Розенбергов, она возвращается в свой родовой замок. Следуя традициям католической веры за свою долгую жизнь она сделала много добрых дел, но после смерти душа ее не нашла успокоения из-за родового проклятия и теперь дважды в столетие она неожиданно появляется в каком-либо из родовых поместий (а их более десяти) своего семейного клана. Все ее появления тщательно фиксирутся очевидцами и историками. Сохранилось воспоминание одного из смотрителей библиотеки иезуитов, который увидел ее ночью в одном из залов здания. Говорят, что в последний раз она появлялась в годы Великой Отечественной войны, когда немцы заняли Крумвель и хотели разместить в замке школу немецких скаутов. Чешский флаг был сброшен, но как только они собрались водрузить свое полотнище, на крыше вдруг появилась она – суровая Бела Пани и молча погрозила пальцем. В страхе немцы отступили и оставили замок пустовать.
«Я долго рассматривал ее портрет, который висел в местном музее. – вспоминает художник. - Чопорная дама в кринолинах чертила прутиком на полу непонятные символы...»
Да, да именно символы, потому что легенда о Белой Даме гласит, что тот, кто разгадает эти знаки не только станет ее освободителем от родового проклятия, но именно ему откроет она местонахождение несметных сокровищ Розенбергов.
«Нет, она выглядит совсем по-другому», - бунтовало сознание художника. И после возвращения в Москву он решил написать портрет Перхты Розенберг .
« Я решил написать ее по своим ощущениям, - рассказывает Андрей Мунтян, - В этом не было ничего сложного, потому что она вдруг сама неожиданно «проявилась» в пространстве, и я просто списал ее портрет. Рядом с Перхтой в углу я изобразил алхимическую реторту. Не могу утверждать, что Бела Пани была когда-либо причастна к алхимии, но что-то подсказывало мне, что в этом есть какая-то связь. Что же касается знаков, то сначала мне пришлось покопаться в оккультных книгах. В результате я написал изумрудную скрижаль и еще несколько мистических таинственных знаков. На первый взгляд для непосвященных эти надписи смотрелись как «каля-маля», на самом деле в сочетании был заложен некий загадочный смысл, но убедиться в этом мне довелось лишь некоторое время спустя….
Весьма тщательно прописав знаки, я стал оценивать всю картину в целом и понял, что «переборщил» с символами, которые композиционно мешали работе. И я решил стереть знаки. Но не тут-то было! Через некоторое время они снова проявились на холсте. Что я только не делал, пытаясь их стереть, в итоге даже решился счистить их «шкуркой» по краске, но через некоторое время они опять проступили. Пришлось оставить все как есть.
В итоге мистические символы так и остались на картине с изображением Перхты Розенберг, написанной Андреем Мунтяном в сентябре-ноябре 1997 года или в конце 20 века. Может быть, это и есть второе за столетие появление Белой Дамы, а загадочные символы у ее ног - есть не что иное, как новое послание к потомкам?
Увлекшись кланом Розенбергов, Андрей Мунтян написал и портрет Виллема Розенберга, который был праправнуком Перхты, владельцем семи городов и погодком императора Рудольфа II. Причем, Виллем был не только придворным императора, но и его конкурентом: он был также помешан на мистике и, активно поддерживая алхимические изыскания, потратил на это более 8 миллионов злотых, что в сотни раз превышало затраты Рудольфа II. Предания говорят, что верные алхимики помогали ему, «напаяв» множество золотых слитков. Виллем был весьма просвещенным человеком, состоял в обществе розенкрейцеров, был Кавалером Ордена Золотого Руна, которым в те годы награждались единицы.
«С написанием его портрета у меня проблем не было, - вспоминает художник.
Теперь эти две работы - портрет Перхты и Виллема всегда размещаются рядом, даже когда выставляются на вернисажах. Сейчас они находятся в мастерской художника, потому что пока еще не нашли своего места, наверное потому, что время разгадать тайну клана Розенбергов еще не пришло… Может быть оно наступит в третьем тысячелетии?
А художник Андрей Мунтян продолжает писать новые картины, отражая эпоху Средневековья. «Я понял, что нахожусь на правильном пути и все больше ухожу куда-то вглубь веков...", - говорит он. Но, вернувшись в настоящее, он возвращает забытые имена и утраченные символы прошлого для того, чтобы идущие вперед потомки продолжали грамотно воспевать все светлое и прекрасное.

МОСКВА Елена Еремеева,
корр. ИТАР-ТАСС










Елена Еремеева

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2