Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
МЭ Суббота
Здесь я только существую, а живу там 09/2000

Мост времени существует, верит мой собеседник, московский художник Андрей МУНТЯН, выставка которого открылась неделю назад в Историческом музее. Это невозможно объяснить словами, но свои картины на средневековые сюжеты Андрей пишет не под старину. Их ему дарит сама эпоха средневековья. Уходя Туда, художник находит интересные ему темы, запоминает лица, списывает предметы, интерьеры. Уход в то время - внутренний протест. Именно средневековье видится А.Мунтяну настоящим. Современный мир творит насилие над личностью художника.

- Про себя точно знаю, что жил в пятнадцатом веке, был художником в Нюрнберге. Притом плохоньким, за что сейчас и расплачиваюсь. Помню, даже, где именно жил. Если бы этот дом сохранился, то точно узнал бы его, - говорит Андрей Мунтян.

В детстве Андрей Мунтян мечтал быть математиком. Но все же по окончании школы пошел в полиграфический институт. Занимался промрекламой. Отсюда - любовь к графике, страсть к плакатам, которых у Андрея много. Правда, потом все же стал кандидатом математических наук, о чем страшно не любит говорить, не понимая, что в этом особенного.

- Считают, что диссертация - это так сложно, - поспешно закрывая эту тему, говорит Андрей, - помню, пришел и сказал - хочу защититься. Сделал это, с одной стороны, для интереса, с другой стороны - раньше всем кандидатам наук полагалась государственная пенсия - 135 рублей. По горячим следам хотел защитить и докторскую, но передумал.

Художник не видит в этом своем поступке ничего особенного. Все знаменитые средневековые мастера были математиками - Микельанджело, Леонардо да Винчи... Это обстоятельство органично вписывается в картину мира, существующую в голове Андрея Мунтяна.

С 1986 года серьезно занимается живописью, которая кормит. Состоит в Международной ассоциации художников, член Московского союза художников. Есть мастерская, ученики.

О предках

О своем происхождении московский гость тоже говорить не очень любит. Составлением генеалогического древа интересуется сестра, признается Андрей. Она и обнаружила в московских архивах сведения о том, что предки Андрея Мунтяна жили в Москве начиная с шестнадцатого века, а именно с 1520 года.

Сам художник этим не очень интересовался. Но все же вопреки воле художника хочется упомянуть некоторых наиболее выдающихся родственников Андрея, являющегося потомком старинного княжеского рода Шаблыкиных и знаменитой купеческой династии Зиминых. К истории семьи имела отношение даже шведская принцесса.

Прадед художника - Николай Леонтьевич Зимин - был почетным гражданином Российской империи, владел множеством домов и оперой. Теперь она носит название Московский театр оперетты. Дед Андрея, князь Павел Шаблыкин являлся профессором химии, будучи по образованию музыкантом и окончив консерваторию. Так что, видимо, тяга к прекрасному и наукам Андрею передалась по наследству.

О мистике

Мистика началась с первой минуты нашей встречи с Андреем Мунтяном, происходившей в Историческом музее. Мой диктофон, усердно трудившийся два дня до этого, перестал работать. Не помогли ни новые батарейки, ни упрашивающие постукивания. На следующий день он заработал как ни в чем не бывало, но голос Андрея Мунтяна записать не смог.

Думаю, в словах художника о том, что он живет параллельно в разных временах, есть доля истины. Во всяком случае механизмы, придуманные в двадцатом веке, на него не реагируют напрочь.

Ни чем, иначе как мистикой, не объяснить и историю, связанную с запавшей мне в душу судьбой родовитой чешки Перхты Розенберг, жившей в тринадцатом веке, портрет которой можно видеть на выставке Андрея Мунтяна. Дамой она была очень почитаемой, ее семья владела семью городами Чехии. Замуж сия знатная особа вышла за графа Лихтенбурга. Не поладив с семьей мужа, Перхта Розенберг сбежала из его замка, всю жизнь так и прожив в одиночестве. Расставаясь, муж и жена послали вслед друг другу проклятья. С этого момента и начинается история Белой Дамы - призрака Перхты Розенберг, который из-за этого не может покинуть землю и бродит по родовым замкам.

На этом таинственные события, связанные с Перхтой Розенберг, не заканчиваются. В Чешском Кремле, рассказал мне художник, есть портрет этой знатной дамы, где она прутиком чертит какие-то знаки. Служители утверждают, что их количество все время изменяется, их становится больше. Предание же по этому поводу гласит: тому, кто угадает смысл послания, Перхта укажет, где спрятаны родовые сокровища, в благодарность за освобождение от проклятья.

Под впечатлением от этой истории Андрей на своем портрете Перхты тоже изобразил загадочные знаки, взяв их просто из головы. Воплощение замысла художнику не очень понравилось, и он решил избавиться от значков. Стер их - они проступили, закрасил - та же история, два раза пытался зашкурить - знаки появляются вновь и вновь. Возможно, это действительно знаки госпожи Розенберг, и расшифровавшему их достанется сокровище?

Верит мой собеседник и в то, что алхимики действительно умели добывать золото. Просто мы знаем гораздо меньше, чем наши предки.

Именно поэтому Андрея заинтересовала история родственника Перхты Розенберг Вильяма Розенберга, жившего несколько позднее и бывшего современником короля Рудольфа Второго, правившего не только Чехией, но и Священной Римской империей. Этот король увлекался алхимией и привлекал в свою страну самых знаменитых алхимиков. Именно поэтому все здания, построенные в ту пору, испещрены алхимическими значками. Знаменитая пражская Злата улочка стала в те времена прибежищем этих людей, спасавшихся здесь от лап инквизиции.

Утверждают, что Вильям Розенберг истратил на занятия алхимией 8 миллионов золотых, больше, чем сам Рудольф Второй.

Об искусстве, истории и времени

- Человечество похоже на слизняка, - утверждает Андрей Мунтян, - который ползет, оставляя за собой белые пятна. Я стараюсь разгадать эти пятна.

Именно так был написан портрет другой любимой героини Андрея - трагически погибшей испанской красавицы Инеш де Каштро. Ни одно ее изображение не дошло до нашего времени. Одно оставалось на ее саркофаге, но пострадало от рук наполеоновских солдат. Остались только описания.

-Почему избранные вами сюжеты так трагичны? - поинтересовалась я у моего собеседника.

- История состоит из драматических сюжетов. Наша жизнь драматична. Недавно, - заметил Андрей, - думал о страшной вещи, связанной с историей оружия. Известным маркам оружия, придуманного, чтобы уничтожать людей, присваивались имена их изобретателей.

Оружие живет под человеческими именами. Разве не страшно, что когда составляли список лучших изобретений человечества, на первом месте оказался унитаз, а на второе - претендовал автомат Калашникова?

По своей сути я - пацифист. Не люблю технократии. Я здесь существую, а живу там. Бах для меня от плюса до минуса бесконечности. Космос, абсолютная гармония. Музыка современных композиторов, таких, как Стравинский, - для меня хаос, сумасшествие.

Физически не перевариваю автомобили, хотя сам езжу. Но считаю, что это ужас. Садишься за руль, надуваешься, как жаба, чувствуешь себя автономным "индивидуумом". Когда существовали кареты, у людей оставалось время поговорить.

Ощущение мира, его отражение Андрей Мунтян связывает с ходом времени.

- Время тогда текло по-другому, - говорит он. - Мы придумали "Конкорды", сокращающие время, но у нас его на самом деле становится гораздо меньше. Уже не хватает дня, суток.

Фетиш нашего времени - гнаться за чем-то. Раньше все было по-другому. Поэтому наши предки все успевали. Занимались и музыкой, и поэзией, и математикой, и химией, и никого это не удивляло.

- А каким в ваши любимые средние века было отношение к женщине? - попыталась я подловить своего собеседника.

- Отношение к женщине - великолепное. Женщина для меня, как космическая фуга. Ее надо беречь. Самая великая тайна, связанная с рождением ребенка, скрыта в ней. Думаю, что все тяготы, связанные с беременностью, придуманы специально, чтобы женщина не заметила момент перехода души в тело ребенка. Реинкарнация.

- А как же инквизиция, процессы над ведьмами? - не унималась я.

- Процессы над ведьмами - говорят о тупости мужчин. Посмотрите, в Испании, где инквизиция существовала вплоть до девятнадцатого века, не осталось ни одной красивой женщины. Они их всех вырубили. Сейчас в мире процветает потребительское отношение ко всему. Думаю, что феминизм - это ответная реакция женщин на духовное "здоровье" мужчин.

О "рабочей одежке"

Поинтересовалась я у Андрея Мунтяна и тем, почему, несмотря на свою любовь к средневековью, внешне он остается совершенно нормальным современным человеком. Не зная о его занятии, не скажешь, что живописец.

- Одежду хорошую люблю. Линия поведения вообще не связана с искусством. Зачем мне выделяться одеждой, если у меня есть картины. Думаю, что внешняя оболочка человека - наша "рабочая одежда".

Почему самоубийц раньше не хоронили, почему они не имели права на вечную жизнь? Потому что они не имели права на эту "спецодежду", только Бог может отбирать ее у нас. В этом смысле мы все - случайные попутчики: мать - дети, муж - жена. Мы приходим в мир с определенной программой, чтобы выплеснуть ее, реализовать. Человечество непрерывно ткет большой ковер, но с обратной стороны, не видя его. Мы не знаем, что делам. Только духовное развитие позволяет увидеть это.

О любви к Таллину

Во время открытия выставки один из друзей Андрея Мунтяна сказал, что художник мечтал сделать выставку картин или в Таллине, или в Праге. Заканчивая нашу беседу, мы поговорили об отношении художника к Эстонии, к Таллину.

- Таллин мне по духу ближе, чем Москва, - сказал художник. - Потому что здесь существует стык европейской средневековой культуры, на которую наложился российский менталитет. Мне кажется, что здесь на единицу площади больше духовно развитых людей, чем в Москве.

Анна Литвинюк

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2