Статьи о художнике Андрее Мунтяне::
интервью
Наедине с планетой 01/2013

Андрей Мунтян: «Наедине с планетой»

- Флобер сравнивал искусство с башней из слоновой кости, куда не достигают звуки и скрежеты бренного мира. Джон Фаулз уподоблял искусство ХХ века башне из черного дерева, считая, что из такого строения видно достаточно далеко и широко. Что Вы видите в современном мире?
- Хаос. Отсутствие целевых программ в развитии человечества.
В определенной степени такое ощущение у людей думающих было всегда. Ведь история человечества – это ковер, в который вплетаются нити наших судеб, но мы всегда видим его с изнанки. В момент, когда случается то или иное событие, нам не дано понять, что из него получится. И лишь по прошествии длительного времени можно отойти и увидеть орнамент, в который сложилась наша жизнь: был ли это страшный хаос, серое полотно или элемент, что-то добавивший к огромному красочному полотну.
В любой исторической эпохе появлялись личности, выдвигавшие некие целевые программы, по которым человечество двигалось как по нити Ариадны. От точки А к точке В – в плюс или в минус, им было не дано знать. В эпоху раннего Ренессанса, в серебряном веке за счет такого движения были совершены мощные прорывы к красоте. На сегодняшний же момент все иначе. Отправной точки А не существует. Пункта назначения – тоже. Человечество мне представляется утлой лодчонкой, которую носят волны. Неба не видно, моря не видно, солнце и звезды скрыты тучами. Кто-то кричит: «Рубить мачты!» Другие: «Нельзя рубить, иначе потонем!» И снова крики: « Бросать балласт! Нельзя бросать – пойдем ко дну!» Это даже не деградация, а хаос.
- В чем это выражается в первую очередь?
- Люди сейчас делают совершенно хаотические движения в экономике, в финансах, в политике, в культуре, в духовной области. Зачем нужно разрушать Ближний Восток, если там есть бесплатное образование, медицина? Почему студенты уезжают оттуда в другие страны? Никто не понимает ничего сейчас в мире. И политики не понимают. Когда выставили на всемирное обозрение разорванного на куски Каддафи, что произошло? Как реагировали просвещенные, гуманные, закончившие университеты люди? Саркази ликует, Хилари Клинтон увидела на мобильном телефоне кадры с окровавленным мясом и закричала: «Какое счастье!» Это политики? Это люди?! У меня волосы встали дыбом от ужаса.
Что уж говорить о рядовом человеке… Через телевидение и прессу внушается: вы больны, вы ничего из себя не представляете. Вам надо лечиться, у вас мало осталось времени. Поэтому без нашего лекарства вы не будете жить, без нашего товара не будете счастливы. И не забывайте менять то, чем пользуетесь, ведь все преходяще. Купите себе нашу машину – зачем вам автомобиль, который можно 40 лет использовать? Завтра выбросите и купите новый! Купите духи, которые через полчаса уже не пахнут – тем лучше, выбросите и купите новые. Все эти корпорации построили программу сиюминутного хаоса и внедряют ее в сознание людей, которые потеряли веру в себя, в свое предназначение.
Сегодня происходит стирание личности человека. Нобелевские премии по литературе получают никому не известные люди, которых объявляют знаменитыми, но их никто его не знает. А Льву Толстому в свое время три раза отказывали! В науке происходит то же самое: господствуют умозрительные теории, бессмысленное накопление мелких фактов, много откровенной лжи.
- Живопись, отражает, как волшебное зеркало, окружающий мир. Каким образом она отозвалась на все эти изменения?
- Художники всегда идут в авангарде. Они предчувствовали этот хаос. Уже в начале ХХ века появилась абстрактная живопись, где хаос передавался через короткие мазки, не связанные между собой. Кандинский, Малевич предупреждали: хаос надвигается. Они поняли это и стали играть с цветовыми пятнами, с их соотношениями. В результате нашли новый выход в другое измерение. Я люблю хорошо сделанную абстрактную живопись: в ней скрыта гармония, которая передана не через пластику, а через длины волн. Абстракционисты попытались это сделать. Но когда это направление стало развиваться, все решили, что это легко и просто, а главное – быстро. Сегодня это выглядит так: самая лучшая живопись – разливают краску, и она течет по холсту. Все восхищаются: ах, как красиво! Я на это говорю: это делает природа, вы тут ни при чем! Где духовность, которая нужна для того, чтобы творить? Для чего она – чтобы налить краску? Это быстро, это каждый может, не предполагает никаких энергетических затрат. Нужно только налить краску, подождать, когда подсохнет, а потом вставить в рамку и продать.
Такое искусство – отражение нашей современной жизни, которая состоит из коротких промежутков времени, потраченных на сиюминутные цели, не связанные между собой. Сегодня люди быстро работают, быстро меняют работу, чтобы нахватать побольше денег, купить что-то желанное и снова бросить, чтобы завладеть «лучшим». Символом современного питания стали Макдональдсы, где все быстро, вместо обеда с салфетками и приборами можно на ходу проглотить завернутый в бумагу синтетический бутерброд. В качестве чтения предпочитают журналы, книги на один-два вечера, которые не жалко выбросить в мусорку по дороге на работу, чтобы не обременять портфель. Я живу секунду, и потребности у меня на секунду, мне больше ничего не надо. Все построено на очень коротких промежутках времени: сегодня живу – завтра умру. Это не случайно. Такой ритм задает планета, которая хочет перейти на новый уровень.
- Как Вы себе это представляете – как канонический конец света?
- Да, конец света, хотя и не канонический – сообщение о нем, конечно, дано в образной форме. Я знаю – Бог обладает и силой и властью. Есть десять планет солнечной системы. Последняя живая планета – Земля. Ее жизненный цикл завершается. Она уйдет в новое измерение, на новую ступень существования. Те, кто готовы, кто духовно продвинулся, чтобы достичь нового уровня, уйдут вместе с ней. А другие – однажды проснутся и увидят четыре красных солнца и фиолетовое небо. И будут считать, что все в порядке. Тот, кто не хочет уйти, окажется на другой планете – Богу ничего не стоит сотворить ее.
Вспомним Послание апостола Павла к Коринфянам: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».
Здесь говорится о том, что мир подлунный и горный соединятся, плева, их разделяющая, разорвется. Мир горний оплодотворит землю своими свойствами. В новом мире не будет ни мужского, ни женского – одно перетекает в другое. Мы видим это в настоящем – мужчины становятся женоподобными, а женщины – мужественными. Есть и другие признаки наступающих перемен: парад планет, отсутствие пятен на Солнце, странствующая красная планета Нибиру, приближающаяся к Земле.
Современные оракулы говорят: «Ничего не будет. Не будет хаоса. Все спокойно». Но люди думающие понимают, что планета должна перейти в другое измерение.
- Предсказания о том, что близок конец света, появляются в истории человечества едва ли не каждое столетие. В России конец «византийской эры», которая будет длиться 7000 лет – на этот срок, по древнему предсказанию, сотворен мир, определяли 1492 годом. В Европе шотландский математик Джон Непер в результате тщательного изучения Апокалипсиса вычислил «точную» дату в 1688 году. Возможно, предсказания не сбылись не потому, что кто-то ошибся, а просто программа развития человечества достаточно гибкая, она отзывается на события, происходящие на земле. Как Вы думаете, почему тогда ничего не произошло?
- Потому что именно в это время или несколько раньше пришли художники, которые «отсрочили приговор». Чимабуэ, Буонинсенья, Джотто возвели иконы в ранг искусства. Когда Чимабуэ написал огромную роскошную икону, все горожане вывалили на улицы, чтобы пронести икону на руках по Флоренции. Художника тоже несли на руках и все возносили хвалу Господу, что произошло такое чудо. Потом пришли голландские и немецкие художники, которые несли ту же пассионарность и силой своего таланта вывели человечество на новый духовный уровень. В это время строились великолепные храмы, писали великие картины, которые каждый мог видеть, хотя не было выставок и салонов.
Искусство создавалось тогда совсем по другому принципу, чем сейчас. Какой-нибудь кожевенник, накопив денег, в благодарность Богу за свое богатство решал заказать алтарь для церкви. Он должен был поговорить со святыми отцами, получить их согласие, обсудить, что должно быть на каждой створке, если это, например, церковь Санта-Кроче. Затем он сам выбирал художника – например, Ван дер Вейдена. Давал ему деньги и просил об одном: поскольку он – донатор, изобразить его малюсенькой фигуркой, не больше мышонка, в уголке иконы. Художник выполнял заказ согласно своему представлению об искусстве. Он получал средства к существованию, а город получал алтарь.
Художники в то время работали не по канонам, им давали свободу самовыражения. В их искусстве духовное и материальное было неразрывно слито. И сейчас порой смотришь – пусть эти фигуры корявы – Гарландайо, например, но такая духовность, что слезы вышибает.
В то время все горожане могли придти и любоваться самым высоким искусством. И люди становились лучше, возвышеннее. Духовность распространялась, как вирус гриппа в обществе.
Разложение, деградация наметились уже в конце Ренессанса. Пришло несколько ярких «реформаторов», в первую очередь Леонардо, которые начали творить чудеса – подводная лодка, воздушный шар, метательное оружие… В конце Ренессанса в искусстве произошел разлом, духовное и материальное разделилось. В это время встал выбор между духовным развитием человечества и «полезностью». Человечество в восторге двинулось за теми, кто вел по второму пути. Вот он и привел нас к бетонной стене, в которую мы уткнулись.
- Но ведь не только в живописи были люди, которые вели по духовному пути…
- Совершенно верно. Второй «отсрочкой» было развитие музыки в XVIII- XIX веках, она сильно повлияла на человечество. Бах, Перголезе, Гендель попытались противостоять материальному пути развития. В авангарде движения человечества по пути эволюции всегда были писатели, художники, творческие личности. Они были предвестниками. Хотя порой их не слушали, но это неважно: они опережали свое время, они вели по избранному пути. Возьмем раннюю готику, Ренессанс, барокко, рококо. Серебряный век. Пушкина. И даже Бродского – он появился, когда назревали изменения в сторону духовности.
Художник – всегда сотворец, Господь дает ему право сотворять пространство. И поэтому художники в авангарде развития. Затем идут музыканты. Потом – писатели, которые пытаются противостоять деградации, за них держатся те, кто не хочет жить только в мире цифровых технологий.
Остальное человечество напоминает мне уже не тонущих на корабле, а стадо бизонов, которое мечется по выжженной сельве, где нет ни травинки. Обезумев от жажды, носится туда-сюда. Глаза налиты кровью, в облаках пыли обезумели от жажды. Все ждут перемен, а их нет.
А рядом – райские кущи, источники воды, которые они не могут видеть…
- А где Вы себя ощущаете?
Я чувствую себя одним на всем белом свете. Пишу алтарь – не католический, не православный, а такой, какие писали еще Ван Гус, Босх. Никто не хочет мне его заказать, всем «надо посоветоваться». Я устал, не хочу советоваться и просто пишу. Кому? Богу. Пусть бы все мои картины были уничтожены, и все исчезло с лица земли – я знаю, что в высших сферах ничто никуда не исчезает.
- Что бы Вы посоветовали людям, которые не хотят « быть в стаде бизонов»?
- Прежде всего – осторожно, аккуратно освободиться от отвлекающих связей. Почувствовать себя один на один с планетой. Восстановить ощущение: «я – есмь». Не медали и регалии на себя навешивать, не продавать побольше, а подниматься выше, слышать музыку небесных сфер, жить вместе с планетой, которая готовится перейти на новый уровень. Каждый человек связан с другими людьми канатами связей, они опутывают его, как змеи Лаокоона. Не надо упираться на домашних, которые пытаются урвать кусок твоей духовной энергии. Она нужна для духовного роста.
Как определить свою целевую программу? Подумать: что мне нравится: какой климат, восток или запад, какие картины. Определиться с веком, с музыкой. Попытаться вычислить свои координаты в истории. Это как кроссворд. Хотя человек меняется.
Есть параллели и в истории. Был в Мантуе художник периода раннего Возрождения – Андреа Мантенья. Андрей Мунтян и Андреа Мантенья – ближе не бывает. Микрон между нами. Хотя для меня он жестковат по живописи. Ему навязали определенную пластику, цвет, декоративность, за которыми пошли все остальные. «Распятый Христос» - наиболее близкая мне картина Мантеньи. Но мне ближе как художник Антонелла да Мессина – он очень нежен. А также Гирландайо и Перужино, Филиппо Липпи, Ван дер Вейден, немцы и голландцы. Для нас узор этих взаимосвязей неясен, а для Бога прост.
Мы должны нащупать, а потом и осуществить свою целевую программу – для нее нам дано и то здоровье, и та семья, и те параметры, с которыми мы родились. Человек может пойти тремя путями, как витязь на распутье. Первый путь – когда максимально чувствуешь свою целевую программу, и все двери перед тобой открываются. Это происходит, когда человек делает то, что нужно Господу. Такое бывает крайне редко. Путь второй – на нем постоянные помехи, плавающие сигналы, неудачи, болезни, другие интересы отвлекают…Но человек все же продвигается вперед. И есть третий путь – человек уходит от своего целевого назначения. Тогда начинаются болезни, несчастья, безднежье… Он говорит: я такой несчастный, почему у меня такая судьба? Да потому, что ты ушел от целевой программы!
Чтобы реализовываться, нельзя отвлекаться на создание судьбы других людей, поправки в их целевой программе. Это бесплодное и вредное занятие. Всевышний не будет ждать, когда мы ответим на поставленный нам вопрос. У нас не будет времени дописать, доделать, применить шпаргалку... Было достаточно времени, все время было – твое.
- Насколько Вы чувствуете прогресс в том развитии, которое себе наметили, ощущаете силу таланта?

Написать не сложно – сначала нужно все представить в духе, увидеть эту картину внутри себя, почувствовать ее энергию, мощь, потом перенести на бумагу. Я иду по интуиции. Один искусствовед посмотрел на мою картину и говорит: « в апокрифах идет речь о том, что люди настолько испоганили планету, свои отношения, весь Богом созданный мир, что Богородица говорит: «Если вы не опомнитесь, мне будет трудно удержать руку моего сына». Я об этом не думал, но так получилось, что у меня есть картина, где Богородица держит на руках Спасителя, который готов оттолкнуть от себя, столкнуть в бездну, как мячик, тяжелый шар – Землю.
Порой я чувствую, что здесь скован по рукам и ногам, мне скучно, я рвусь в другие галактики. Так хочется вырваться в беспредельность!
Для этого мне сейчас нужно понять, что такое музыка. С точки зрения материальной – это какие-то вибрации, которые действуют на барабанные перепонки. Но разве этим можно объяснить действие, которое она производит?! Как уловить ее суть? Колебания души, переданные через века, через души других людей – как их можно передать? Я стремлюсь к синтезу живописи и музыки. Но пока не могу даже понять, что такое музыка. Однако знаю направление, в котором мне надо двигаться дальше и духовно хочу подняться на более высокий уровень. Не знаю, получится или нет, но я пытаюсь. И Бог порой сам ведет тебя. Вот сейчас я не очень не хотел приезжать в Россию. Но на Арбате идем с женой вечером и вдруг слышим божественную музыку: две деревянные рамы и на них медные пластины, и два человека колотушками из них извлекают какие-то космические музыки. Я чуть было не потерял сознание от счастья. И понял: вот для чего я сюда приехал! Я стал подкладывать под эту музыку свои картины. Не ложится… Значит, появилась задача – нарисовать то, что удержало бы это музыку, соединило бы ее с картиной, помогло ухватить ее суть. Слава Богу, что поставлена эта задача! Может, получится что-то иное, чего не было.
Для этого нужно концентрировать энергию, поэтому работаю в основном в Черногории, где ничто не отвлекает и для меня там проходит энергетический канал. Как у Баха, который сидел в музыкальном кабинете в Ляйпциге и создавал шедевры один за другим.
- Вы написали портрет Баха и многих других людей, которые давно ушли из жизни. Бунин как-то сказал, что для него царь Соломон – более реален, чем те люди, с которыми он общается сейчас. Когда Вы пишете портреты давно ушедших людей, что Вы чувствуете? Кто Вам наиболее близок?

Что касается Баха – у меня с ним серьезная связь, постоянный диалог. Я слушаю его музыку ежедневно, и порой говорю ему: «Ну, тут ты напортачил», «Слишком нудно», а он отвечает : «Не хочешь, не слушай». В прошлом году он заявил: «Ты должен написать мой портрет». Я не хотел – портретов Баха существует много. Но он сказал, что ему ни один из портретов не нравится и я должен написать его. Я немного поартачился, но согласился. Это встреча в горнем мире, так же как встреча на улице. Есть какая-то тонкая пленка между двумя мирами – горним и земным, и таким необычным образом она преодолевается.
Меня даже зовут художником, выполняющим «заказы с того света». Есть некоторое количество исторических персонажей, незаслуженно забытых потомками. Они много сделали для человечества, но их прижизненных портретов не существует. Это Тихо Браге, Инеш Кастро, Гварнери и многие другие. И время от времени наступает момент, когда мне нужно их нарисовать. Не то чтобы я чувствую какой- то долг перед человечеством: просто эти персонажи сами меня выбирают.
- Ваше искусство и Вы сами меняетесь с возрастом?
- Я себя чувствую чем старше, тем моложе. Самое главное – нельзя двигаться в старость. Многие представляют нашу жизнь так: сосуд залит подкрашенной водой – красной, и она все убывает, убывает... Я бы вылил все и залил зеленоватой. Но манит то, что можно было бы сделать…неизведанные тропинки. Неоткрытые новые Вселенные. Я хочу и после смерти рвануть в новые пространства. А то, что ее нет, знает теперь любой дворник.
- Что больше всего Вы цените из того, что создали?
Есть две или три картины, которыми я очень дорожу, Мадонна с собачкой, Мадонна с младенцем. Из 300 с лишним работ, которые я сделал, не считая графику, пейзажи и натюрморты. Три любимые – они может быть, и не самые лучшие. Не знаю, почему я отдаю им предпочтение. Вот одна, уже проданная. Мадонна держит ребеночка на руках спокойно, наклонена над ним. А Он закатил в космос глаза – неземные, нечеловеческие. Ни на что на свете не похожие. Вот так надо писать. Я не помню, как и когда я это сделал.
- С любимыми картинами трудно расставаться или с любыми?
Законченные картины – как дети, которые вышли из дома, у них своя судьба. Я в год рождаю 12 таких детей, и они уходят. Я профессионал, поэтому все продаю. У картин начинается другая жизнь, но они не перестают существовать от того, что ушли от меня. Картина сама знает, что ей нужно закончиться. И сколько она будет стоить, и когда она начнет продаваться. Никто не замечает ее несколько лет, и вдруг начинают говорить: «Ох, я никогда это картины не видел!» Да она тут уж пять лет висит. И все остальные стали ее замечать. Значит – она на выданье. Скоро пойдет на заклание.
Зрители, донаторы, критики – для меня это совсем не существует. Если люди подсели на мои картины, это небольшая группа коллекционеров, они как будто получили инъекцию. Великая тайна, что они чувствуют при этом. Я не пытаюсь в этом разбираться. И никогда не повторяю свои картины. Это как манная каша, которую кто-то уже поел – может, и полезно, но не вкусно.
- Как Вам кажется, сколько лет Ваши картины будут жить после Вас?
- Художник жив, пока живы его картины. Каждый человек хочет почему-то остаться в памяти у других людей. Почему на кладбище помечают на плите: год рождения и год смерти? Какой в этом смысл? Только один: хоть таким образом себя обессмертить: «здесь лежит А.К.Пупкин» – не другой Пупкин, а именно этот. Каждый человек, как может, пытается удлинить свое существование. Физики Плехановского института ввели понятие «микролептонное поле» человека. Если после смерти мысли о нем не посылаются в это поле, то быстрее происходит распад. Люди всегда знали это интуитивно, пытаясь сохранять о себе любую информацию, плюсовая она или минусовая, неважно. Один сделал открытие, облегчившее жизнь людям, другой на машине раздавил семь человек. Женщина рожает детей, чтобы о ней осталась какая-то память. Беременная женщина содержит в себе великую тайну: новую душу. Высокая миссия женщины – нести эту самую великую тайну Вселенной.
Мужчина реализуется на земле, в своих творениях. У Сократа была жена Ксантиппа, которая горшками торговала на рынке. Кто знал бы ее, не будь она женой Сократа? Поэтому обыватели так много заботятся о детях: не мы, так наши дети что-то сотворят, продолжат…
Художник – в широком смысле, включая музыкантов, поэтов, писателей – клонирует в произведениях свою душу. Чем больше у него творений, тем более точный ее слепок. Чем лучше картины, тем больше остается в божественной матрице его души.
Подписи к картинам
Вхождение Марии во храм
Маленькая девочка – она уже человек, но должна последовать не своей воле. Ее привели сюда и лишили любимой собачки, служанка пару рубашечек принесла – то, что осталось от дома. Девочка стоит на коленях, светлые волосы распущенны – знак беззащитности и свободы, и сейчас она уйдет, собачку уведут, двери захлопнутся, и хода нет обратно. Мать игуменья так слегка нажимает сверху рукой, пытается успокоить, оглаживает, как будто говорит: «все и тут будет хорошо, успокойся». А девочка сжалась в комок. Это драма творческого человека, который вынужден починиться обществу, его законам. Я всегда чувствовал это невыносимо остро и в детском саду, и в школе. У нас и так мир - тюрьма , а здесь еще и одиночная камера – в тюрьме. Только духом воспарить можно из этой двойной скорлупы.
Портрет Тихо Браге
Тихо Браге был чешский ученый, живший во времена Рудольфа Второго, прозванного Рудольфом сумасшедшим. Этот правитель вкладывал безумные средства в свою коллекцию – собирал со всего света инкунабулы, алхимические реторты, различные редкости. Рудольф Второй пригласил Тихо Браге, который был учителем Кеплера, на должность архивариуса, чтобы тот систематизировал коллекцию. Лет за 50 до этих событий в Праге в еврейском квартале города жил равви Лев, который, как известно, создал огромного глиняного человека – Голема. По легенде, он оживил свое творение, вставив ему в рот свиток Торы. Более правильное и современное толкование – Голему в лоб был вставлен некий микрочип, и тот стал двигаться, как робот. Глиняный человек вышел из повиновения и начал все громить. Тогда равви вынул микрочип, и осталась только глиняная болванка. Тихо Браге под стрехами еврейской синагоги в Праге нашел остатки Голема, разбитого людьми. Многие считали, что среди глиняных обломков Браге обнаружил и микрочип, и, чтобы неповадно было проводить такие эксперименты другим людям, велел замуровать его в своей могиле на Старой площади в Праге. Смешно: в прошлом году я услышал, что чехи решили эксгумировать тело Тихо Браге и посмотреть, как он сохранился! Это просто кощунство с тайной целью – поискать микрочип Голема. У меня просто волосы на голове встали от ужаса.
Покаянный канон
Я очень ценю и люблю эту работу. Не суть важно, кто стоит перед крестом – женщина, монахиня, последовательница. Со спины видно провисающее на гвоздях тело Христа, потоки крови, тяжело опущенная голова…На ее лице – жестокое недоумение, почти гнев, и все же сила воли удерживает ее в молитвенном напряжении. Спаситель для нее – какая-то сущность, это не дух, и не человек, и она вопрошает: как ты мог это допустить? Почему ты страдаешь сам? Почему мы страдаем вместе с тобой? Она, конечно, кается, но с таким трудом… Как мы все.
Пейзажи
Для меня это тренировка и отдых, выплескивание энергии, эмоций. Работая над ними, я расслабляюсь. Природа подсказывает, а я выполняю. Я часто рисую красивые деревья - я их обожаю. Бабочек, птиц, растения – очень люблю. Только людей не люблю…
Иоанн Богослов на острове Патмос
Сюжет этот не нов, ему посвящено десятка полтора работ эпохи Ренессанса. На этих картинках Иоанн Богослов обычно сидит и пишет. А у меня он уже написал Апокалипсис и остановился: обхватив голову, закрыв глаза, внутренним взором озирает тот ужас, который ему открылся. Его утешают ангелы. А под ногами его, уже старческими, много исходившими по земле- расколотые камни, глыбы, на которых невозможно стоять, нельзя опереться – символ будущего распада мира. Как он оказался на этом заброшенном маленьком острове, кто его сюда привез? Его образ полон загадок, как и его послания - творческие, с нетрадиционным стилем хорошего писателя.
Мадонна с единорогом
Единорог – символ чистоты, веры, мира, символ будущего. По преданию, это то существо, которое появится в полях и лесах, если человечество выживет, когда канет вся грязь и мерзость.
Христос, исцеляющий двух слепых
Двое кричали, чтобы Сын Давидов спас их. Хотя ученики отговаривали их, оттесняли, они продолжали кричать, и Спаситель исцелил их. Есть другой евангельский эпизод – когда Он шел по запруженной народом улице, женщина коснулась его, и Он почувствовал, что из него изошла сила. Я соединил эти два сюжета: один человек слепо стоит на коленях перед Христом, на него нисходит сила, он исцеляется. А другой, рядом, держится за столб и смотрит со страхом: вдруг «сила изойдет» и ему не достанется. Первый стоит с полной сумой, второй – с тощей.
Поклонение младенцу
Когда человек рождается в мир, будь то Спаситель или обычное человеческое дитя, все собираются вокруг него. Я изобразил самые разные выражения: надежда, веселье, раздумье, страх, вопросы, которые окружающие задают себе – что придет в мир с приходом этого младенца, что изменится в космосе?
Сретенье
Старец Симеон дождался, что в храм принесли младенца Христа и взял его на руки. На картине – младенческая слабость и старческая немощь рядом. Сухая, в морщинах рука Симеона и нежная ручка младенца образуют горизонтальную восьмерку – символ бесконечности мира, в котором всегда происходит эта встреча.


Екатерина Каликинская

Design and programming by Pavel Mountian © 1999-2005
Version 3.2